От Киева до фермы – час езды на автомобиле. Александр предупреждает меня, чтобы не забыла о ремне безопасности, и мы отправляемся в путь. 60 минут – довольно много времени.
Поэтому, не теряя момента, я начинаю расспрашивать о норках, выращивание которых в промышленных масштабах я не видела никогда. Даже несмотря на свой многолетний журналистский стаж.
Если вы думаете, что крупнейший производитель меха норки – Китай, то вы глубоко ошибаетесь. Оказывается, инновационная промышленная технология содержания и выращивания этого хищника принадлежит Дании. А значит, именно эта страна и является лидером в производстве меховых шкурок: датчане поставляют их на мировой рынок в количестве 17 млн штук в год. При этом выращивают именно промышленные виды норки исключительно американской селекции.
Как рассказывают в Ассоциации звероводов Украины, наше государство сейчас производит 1 млн штук норковых шкурок в год, принося государству почти $70 млн валютной выручки. А вот потенциал страны в этой области, считают звероводы, может быть в 10 раз больше. То есть мы можем получать до 10 млн норковых шкурок, зарабатывая на них ежегодно $700 млн.
Как это возможно, где и в каких условиях содержат пушистых зверьков, с какими проблемами сталкиваются звероводы? На эти и другие вопросы я искала ответы на звероферме Pelscom в Киевской области.
Требования и стандарты
В начале 2019 года Европейская Комиссия одобрила WelFur – новую программу оценки содержания животных для европейского звероводства. Это практическая и надежная система оценивания на ферме, которую специалисты постепенно внедряли и исследовали в течение 10 лет на европейских зверофермах. Итак, WelFur стала первой программой заботы о животных и уже утверждена Еврокомиссией.
Председатель организации Метте Льокке Нильсен убеждает: Европейская Комиссия не поддерживает плохие стандарты. Наоборот, принятие программы свидетельствует о доверии к WelFur и показывает, что меховая промышленность подчеркнуто ответственно относится и к условиям содержания животных, и к обществу. Ведь нужно удовлетворять интересы не только бизнеса, но и общин, на территории которых расположены зверофермы. Эти предприятия должны работать исключительно в правовом поле, опираясь на современное законодательство о содержании животных. Именно поэтому программа WelFur является динамичной, инновационной и предусматривает серьезные санкции в отношении фермеров, которые не соблюдают принятые стандарты.
Отдельно нужно отметить, что программу разрабатывали независимые исследователи из семи различных международных университетов, поэтому WelFur базируется на комплексном исследовании о разведении пушных животных.
«Процесс сертификации по программе WelFur включает изучение функционирования зверофермы по 12 параметрам, – объясняет президент Ассоциации звероводов Украины Александр Дикий. – Они включают здоровье животных, их поведение, систему жилья, питания, положительные и отрицательные эмоции, взаимоотношения между животными и людьми, а также способы управления зверофермой».
По словам Дикого, на фермах, которые получают сертификат WelFur, животные имеют доступ к надлежащему питанию, они всегда могут утолить жажду: для этого лишь нужно нажать на кнопку, и сразу польется очищенная вода. Также в каждой клетке есть сено и беговое колесо, следовательно, животное живет в температурном комфорте: ему не бывает слишком холодно или слишком жарко. К тому же размер каждой клетки позволяет норке свободно двигаться.
Сегодня норковые фермы, входящих в Ассоциацию звероводов Украины, находятся на завершающей стадии сертификации своих предприятий по стандартам WelFur. Эксперты отмечают: сертификация состоится в 2019 году. Для этого в Украину специально приедут европейские аудиторы.
Норковые будни: как работает ферма
Кто бы мог подумать: в течение года норок кормят по 16 рационам, в зависимости от сезона. Зимой – два раза в день, летом – до 5 раз, небольшими порциями, чтобы корм не испортился. А как иначе, если норка поедает птичьи каркасы и головы, хребты и головы рыб, то есть то, что нельзя использовать в питании человека. Итак, 80% рациона зверьков – так сказать, отходы птицеводческой и рыбной отрасли, к которым добавляют высококачественные витамины, протеиновые добавки, жиры.
Норка – слишком разборчивая, говорят на ферме, плохой корм есть не будет. Поэтому цех по производству «пищи» для нее тоже построили на территории звероводческого хозяйства. В год это звериное царство поглощает 13 тыс. тонн кормов, буквально спасая рыбные предприятия и птицеводческие комплексы от отходов их производства. То, что они ранее были вынуждены утилизировать, сейчас раскупают зверофермы. Выгодно? Еще бы!
Живут норки в специальных, рядами размещенных шедах. Они хорошо проветриваются и имеют большое количество клеток, где созданы все условия для комфортного пребывания животных. Каждое из них живет в отдельной «квартире», имеет достаточно места для движения и сна (обособленное гнездо).
А что с продуктами жизнедеятельности норок? – спросите вы. Здесь тоже все в порядке: помет со всей фермы ежедневно тщательно собирается, подсушивается по специальной технологии и фасуется. За этим специфическим продуктом всегда очередь: помет активно раскупают фермеры для удобрения своих полей.
Датская технология содержания норок на звероферме Pelscom, введенная с 2013 года (со времени запуска фермы), в некоторой мере позволила решить вопрос трудоустройства жителей сел, и сейчас пушистыми хищниками занимается 150 специалистов. Люди имеют достойную зарплату и достойные условия труда. Ежемесячно работники получают 11-14 тыс. грн официальной зарплаты. Это, согласитесь, довольно неплохо для сельской местности.
Конечно, чтобы получить на ферме рабочее место, проводился конкурсный отбор, а затем почти год будущие звероводы учились по специальной программе. Обучали их специалисты из Америки и Голландии. Отныне каждый зверовод умеет кормить, ухаживать, спаривать животных и даже производить селекцию, отсаживать молодняк, делать прививки, а при необходимости и лечить. Ежедневно по несколько раз специалисты осматривают клетки и животных, чтобы убедиться в здоровье своих подопечных.
Между прочим, норка считается довольно пугливым животным, она не переносит стресс, ее нельзя перекормить или недокормить. Поэтому каждый специалист фермы должен быть настоящим гуру в звероводстве. Особенно в период, когда появляется малыш. Норка в это время слишком беспокойная, но охотно примет к себе щенков другой самки. В то же время, если в гнезде будет больше детей, чем сосков у норки, лишних щенков она просто уничтожает. Что нужно делать – догадываетесь? Да, вовремя забрать их и подсадить другой «маме» – это тоже профессиональное задание работника фермы.
Одно из зданий зверофермы – убойный цех. Правда, норку, как оказалось, не забивают. По уже названной программе WelFur животных усыпляют, сутки выдерживают в холоде, а потом забирают мех. Его, к слову, нельзя обрабатывать ни одним химическим препаратом. Это строго запрещено. Не выделанные в сухом виде шкурки дальше отправляют в специальные меховые центры: там шкурки непосредственно готовят к аукционам. Их, как известно, три в мире – Kopenhagen Fur (Дания), Sagafurs (Финляндия) и NAFA (Канада). Уже там известные меховые дома и фабрики покупают шкурки для пошива изысканных шуб, манто, жилетов, полушубков…
Кстати, на Pelscom содержат норок 14 окрасов! Спектр цветов очень широк: от белого до темного. Представьте: есть даже «махагон» и «гепард». Мягкость и блеск ворса – божественные, мех – невероятно нежен. Опыт работы и показатели зверофермы доказывают: этот вид бизнеса хотя и нелегкий, но полезен как в плане экологии, так и в плане создания рабочих мест на селе.
Украинские пушные перспективы
По данным Ассоциации звероводов Украины, сейчас в нашем государстве реально действует 10 крупных зверохозяйство, из которых 4 – промышленные. Три фермы расположены в Киевской области, одна – рядом с городом Днепр. Именно они и производят 95% норкового меха, ведь выращивают норку по уже названной датской технологии. Она предполагает строгое соблюдение санитарно-экологических норм и построение пушного комплекса по схеме, прописанной в инструкциях по сертификации бизнеса. То есть шеды размещают на определенном расстоянии друг от друга. Отдельно строят несколько зданий, где происходит один производственный процесс: разработка рецептуры кормов и их изготовления; получение шкурок; ветеринарное обслуживание животных; лабораторные исследования.
Сегодня в украинских зверохозяйствах выращивают в промышленных условиях 700 тыс. норок. В этой сфере на сегодня работает полторы тысячи человек. Изучая тенденции мирового пушного рынка, эксперты ассоциации утверждают: в Украине существуют все возможности для развития этого вида аграрного бизнеса. Хотя сейчас в силу некоторых причин звероводство не является слишком прибыльным. Почему? Потому что работа фермы окупается только после 3-х лет работы, требуя постоянных инвестиций.
Первый довольно сложный шаг, который приходится делать инвестору – получить все разрешительные документы на строительство фермы. Фактически на это может быть потрачено целый год. Следующий этап – непосредственно строительство. И третий – завоз животных и их содержание до первого приплода. Конечно, некоторое время потребуется для получения шкурок, а затем для их передачи на аукционы, торги на которых тоже не бывают мгновенными. Кстати, без соответствующего сертификата мех нельзя будет продать на аукционе, и этот факт побуждает отечественных звероводов работать исключительно по инновационным технологиям. Словом, непростой, хотя и четко структурированный и прозрачный бизнес.
Наталья Рейнбах
Источник: https://a7d.com.ua/tvarinnictvo/46994-vdpovdalne-norkvnictvo.html