И снова о норках…
Как уже сообщала наша газета, группа бродовчан побывала на норковых фермах в Польше и Дании, где ознакомилась с европейским опытом ведения меховой отрасли.
Звероводство развито во многих странах мира. В разведении ценных видов пушнины основное место занимает именно Европа, судьба которой в мировом производстве меха достигает 58%.
Такой деятельностью занимаются в 22 европейских странах. Наибольшую долю в общем объеме пушнины из Европы составляют шкуры норки и лисы, объем которых соответствует 33,0 млн и 2,0 млн шт. в год. Крупнейшими производителями меха в Европе являются Дания, Голландия, Финляндия, Польша. Также ценные породы пушных зверей разводят в Норвегии, Швеции, Бельгии, Франции, Испании, Италии, Литве, Латвии и др.
Наивысший уровень разведения норки зафиксирован в Дании, и он составляет почти 50% общего количества меха из Европы. В Дании расположено 1400 ферм, на которых в 2018 году было произведено 17 млн голов норки, в Польше — 600 ферм и 5 млн норки, в Финляндии — 400 ферм и 2 млн голов норки. В Украине — исторически сельскохозяйственной стране, с самой большой в Европе территорией, выращивается только 1% от мирового производства норки.
В советское время на территории нашего государства насчитывалось 16 крупных комплексов по производству норкового меха. Сегодня в Украине 95% ферм, производящих мех — это новые предприятия, открытые за последние шесть лет. Они построены по европейским стандартам и требованиям, и работают по европейским стандартам. Эти предприятия дают рабочие места в сельской местности, платят официальные зарплаты (около 12-16 тыс. гривен), платят налоги. Звероводство в Украине — это одна из немногих отраслей народного хозяйства, работает стабильно. Своеобразными лидерами отрасли являются норковые фермы, расположенные в Переяслав-Хмельницком районе Киевской области.
Итак, вернувшись из Дании, почти все участники поездки отправились под Киев, чтобы увидеть украинские реалии. Сначала мы побывали на одной из крупнейших норковых ферм в Украине «Викинг», построенной в 2011 году по новейшим технологиям, которая расположена в с. Большая Каратуль Переяслав-Хмельницкого района. У входа нас встретили директор Сергей Ховайло и консультант Виктор Кирилюк. Бродовчан сразу заинтересовало, почему вся ферма обнесена по периметру высоким бетонированным ограждением, увенчаным сверху кольцами колючей проволоки.
— Бетонированная ограда имеет высоту 2,5 м и еще на полметра уходит в землю, — говорит Виктор Кирилюк.
— А обнесена колючей проволокой потому, что мы боимся внешней инфекции. Как вы видите, здесь недалеко лес, где живут куницы, лисы, дикие норки, другие звери, которые могут быть инфицированы бешенством или еще какой-то болезнью. Поэтому все это сделано с целью недопущения таких животных на территорию фермы.
Попав непосредственно на территорию хозяйства, мы были удивлены, потому что сразу увидели, что здесь больше порядка и лучше благоустроена территория, чем даже в Дании и Польше. Как нам рассказали, ферма занимает территорию 48 га. Здесь размещены 103 шеда, маточное поголовье составляет 40 000. В отличие от датских и польских ферм, здесь есть своя кормокухня, холодильник для хранения кормов, убойный цех и цех первичной обработки шкурок, очистные сооружения, навозохранилища и другие производственные помещения, оснащенные современным европейским оборудованием. Кроме того, ровными рядами на территории фермы высажены липы, березы, катальпы, а также фруктовые деревья — яблони, груши, персики, вишни, сливы и др. Вода, которая здесь используется, идет через очистные сооружения, а затем ею поливают деревья. Кстати, водой обеспечивают себя сами. На ферме есть две скважины глубиной 270 м.
— Вода у нас идеально чистая, — говорит директор Сергей Ховайло.
Специалисты норковой фермы «Викинг» обладают уникальным опытом в деле разведения и выращивания норки. Они используют в своей практике новейшие достижения в этой сфере.
— Мы изучали различные технологии и остановились на Дании, поскольку там разведение норок на высоком уровне, — рассказывает консультант.
— Несмотря на то, что сейчас мораторий на проверки, мы их сами инициируем. Проверки бывают разные — экологические, ветеринарные, трижды за прошлый год у нас побывали аудиторы Международной программы WelFur. Наше предприятие сертифицировано в соответствии с самыми строгими европейскими стандартами. Ферма придерживается природоохранного законодательства, как отечественного, так и европейского. На сегодня в Украине работает 4 таких зверофермы — три на территории Переяслав-Хмельницкого района и одна в Днепропетровской области.
Во время нашего приезда у норок в самом разгаре был гон. Это особый и ответственный период, поэтому посторонних в шеды не допускают, но нам предоставили возможность подойти близко к животным.
— Норковая ферма «Викинг» является экологически безопасной, сертифицирована в соответствии со строгими европейскими стандартами Европейского Союза, — говорит директор Сергей Ховайло.
Конечно, интересовались мы и по поводу неприятных запахов, которые могут распространяться от фермы до населенных пунктов. Нам объяснили, что когда забирают навоз, то 3-4 дня запах есть.
— Но это не значит, что это какой-то яд, — говорит Виктор Кирилюк.
— Зайдите в любой двор, где есть куры, свиньи — там тоже есть неприятный запах. Хочу сакцентировать ваше внимание на том, что когда выбирали этот участок для строительства, то изучали розу ветров. Во временном измерении лишь 9% в год ветер дует в направлении с фермы, остальное время — из села на ферму. Никакой опасности я здесь не вижу. Ранее местные жители брали у нас навоз на свои поля бесплатно. Теперь мы его продаем фермерским хозяйствам.
Стоит также отметить, что на ферме работает 104 рабочих, средняя заработная плата их составляет 16 тыс. грн, а в прошлом году предприятие уплатило налогов в районный бюджет 7 млн грн.
Далее мы побывали на норковой ферме «PELSCOM», расположенной в этом же районе, вблизи с. Студеники. Александр Харченко говорит, что построил ее «с нуля», инвестировав сюда большое количество финансов. Маточное поголовье составляет 50 тыс. Занимает ферма площадь 50 га и дает работу 150 людям. Все работники местные. Каждый работник — квалифицированный специалист, которого здесь обучают минимум год. Они умеют спаривать норок, пересаживать в клетки, вакцинировать их и др. Большая половина людей работают здесь уже почти пять лет. Особый акцент здесь делается на запрет употреблять алкоголь. Таких не держат.
— Здесь поблизости нет других предприятий, только заправки, — говорит Александр.
— Украине прежде всего нужны предприятия, которые платят налоги. Тогда будут и пенсии у людей больше. Мы налоги платим. В прошлом году оплатили 7500000 грн различных налогов, в бюджет объединенной территориальной общины поступило 3 млн. грн. Кроме того, мы помогаем школе, детским садикам, поддерживаем футболистов, танцоров и многих других. Я, как владелец, даю возможность людям заработать, а стране подняться на более высокий экономический уровень.
Кроме того, меховая отрасль также является утилизатором куриных и рыбных отходов, их десятки тысяч тонн «съедают» зверохозяйства вместо того, чтобы те закапывались где-то в лесу. Александр Харченко рассказывает, что животные на его ферме съедают в год 13 тыс. тонн отходов. Он отмечает, что если таких хозяйств не будет, то отходы птицефабрик и дальше закапывать в лесу, засоряя окружающую среду.
Часть шедов на этой звероферме накрыта НЕ шифером, а солнечными панелями. Здесь также есть свои скважины, очистные сооружения, кормоцех, холодильник для хранения кормов, убойный цех и цех первичной обработки шкурок, навозохранилище и тому подобное.
На вопрос о применении антибиотиков, он ответил:
— Не верьте, если вам говорят, что на норковых фермах используют антибиотики. Для норок — это убийство. Применяют их очень редко, когда есть проблема, для лечения.
Это предприятие также работает по высоким европейским стандартам и выращенные шкуры экспортирует на международные пушные аукционы, увеличивая валютные поступления в Украину. Специалисты хозяйства обладают уникальным опытом в деле разведения и выращивания этих меховых животных и используют в своей практике новейшие мировые достижения в этой сфере.
— Сегодня мы часто слышим призывы носить искусственный мех. А разве это не угроза экологии? — говорит Александр Харченко.
— Я бывал на тех производствах, где изготавливают искусственный мех из пластмассы и применяют для этого различные химические вещества, искусственные красители, которые только своими запахами отравляют экологию. Задумайтесь, сколько лежать искусственный мех в земле?
Норковые фермы, которые планируют построить на территории Язливчицкого и Лешнивского сельских советов (за пределами населенных пунктов), как уверяют инвесторы, будут построены по самым высоким европейским стандартам по содержанию пушных животных, а их разведения отвечать «Программе оценки содержания животных», которую разработали семь ведущих университетов и институтов Европы.
«Голос Відродження»
Н. ЗАБОКРИЦКАЯ.