Модные бренды один за другим отказываются от натурального меха в пользу искусственного. Но поможет ли это спасти планету?
В апреле этого года Карди Би, заявленная спикером нью-йоркского фестиваля красоты Beautycon, здорово припозднилась на собственный паблик-ток — ее четырехчасовая задержка, разумеется, вызвала волну возмущения как среди заплативших за билеты, так и среди тех, кто узнал о случившемся из соцсетей.
Этот скандал, впрочем, быстро померк на фоне другого, разразившегося на том же месте в тот же час: в манхэттенский Javits Center, где проходило мероприятие, рэперша прибыла в винтажном пальто Paco Rabanne, рукава, воротник и подол которого были щедро оторочены мехом, предположительно лисьим. Досталось всем: и самой исполнительнице (хотя ей вроде бы не привыкать), и ее чуть менее подготовленному к наплыву хейтеров стилисту Коллину Картеру. Призывы отказаться от меха — самое мягкое, что выпало на долю парня: его оскорбляли, ему грозили расправой. Картер не остался в долгу — назвал нападающих в сети лицемерами: мол, у них в профилях есть и кожаные вещи, и тарелки с мясом — так откуда же столько претензий?
Меж тем претензии в адрес поклонников натурального меха в последние несколько лет звучат все громче и чаще. И уже не только от активистов, которые, будем откровенны, порой слишком агрессивны в своих попытках остановить агрессию. Теперь на стороне активистов — их некогда главные противники: модные Дома. Шутка ли, за последние два года пушнину отправили в бан десятки марок, включая Gucci, Jimmy Choo, Michael Kors, Coach, Burberry, Chanel, Prada, Balmain. «Мех? Я больше в этом не участвую», — с вызовом бросила Донателла Версаче в интервью полуторагодичной давности. PETA захлопала в ладоши: рушились последние меховые бастионы. Вопрос, правда — под каким напором? Пугающей откровенности ролики, рассказывающие о незавидной судьбе животных на меховых фермах, поставлялись десятилетиями. Столько же устраивались уличные перформансы. А сколько раз неравнодушные обливали красной краской, имитирующей кровь, облаченных в меха гостей на Неделях моды! Такую сцену, если помните, даже разыграли в «Сексе в большом городе» — не сериале, а полнометражном фильме-сиквеле, — настолько привычным подобное стало для Большого Яблока.
Модная индустрия опомнилась под натиском так называемой осознанности. «Я принял решение полтора года назад, — рассказал американскому Vogue креативный директор Balmain Оливье Рустен. — Посмотрел много документалок по теме и понял, что больше не могу быть причастным к меховому заговору». Разумеется, никто не ставит под сомнение искренность дизайнера — боже упаси! И все-таки сложно не допустить, что внезапно захлестнувший индустрию фур-шейминг отчасти определен потребительским запросом. Для миллениалов и джензеров — а именно для них сегодня расставляются маркетинговые капканы — мех уже не ассоциируется с люксом, как было в поколениях их родителей и бабушек с дедушками. У этих новых покупателей свой люкс — разумное потребление в попытках продлить жизнь планете, уже буквально пылающей в огне (на момент написания текста полыхают тропические леса Амазонии). И в этой системе ценностей натуральный мех легко обретает демонические свойства, даже если оставить за рамками банальное сочувствие животным (хотя это и непросто сделать).
«Любая промышленность вредна для окружающей среды, но давайте не будем подменять понятия, — не соглашается дизайнер Эмиль Шабаев, в чьих шубах утопают Снежанна Георгиева и Наталья Давыдова. — Мех всегда был одним из самых экологичных материалов. И сегодня серьезно повышаются стандарты производства меха и изделий из него. Большая международная система FurMark работает со всеми аукционами. Она отслеживает процесс на всех этапах». Вторит российскому дизайнеру и Сильвия Вентурини-Фенди, чей модный Дом на общем фоне — вроде последнего из могикан: Fendi беззастенчиво и без оглядки на коллег продолжают создавать то, что называют haute fourrure. «Мех — материал длительного пользования, вам даже не нужно его стирать. А еще он полностью биоразлагаем, — говорит итальянка. — Мне нравится предоставлять людям выбор, и я искренне считаю, что вопрос осознанного потребления — один из серьезнейших. Но где предел? Вы перестанете использовать мех, но при этом будете носить кожу и есть мясо?»
Если связь между использованием меха или кожи и мясоедением — вопрос персональной этики, то тема биоразлагаемости целит не в бровь, а в глаз каждому. Увы, «экологичность» и приставка «эко» у большинства шуб не всегда связаны друг с другом. Как правило, faux fur — это синтетические полимеры, которые невозможно переработать, а разлагаться сами по себе они будут даже не десятилетиями — веками! Кроме того, во время носки искусственной шубы из-за трения отшелушиваются микрочастицы пластика. Не хочется лишний раз пугать, но накопление этих частиц (мы получаем их достаточно вместе с воздухом, водой и пищей) в тканях живых организмов может привести к воспалениям и другим неприятностям. В этом смысле куда безопаснее шерсть — при условии, конечно, что она органическая, без обработки. Среди тех, кто делает шерстяные шубы, не только убежденная веганка Вика Газинская, но и известная своей любовью к пушнине марка Diego M. «Мы понимаем тех, кто хочет носить натуральный мех, но мы также понимаем и тех, кто ищет экопродукт», — говорит дизайнер Диего Мацци.
К слову, даже среди выступающих исключительно за натуральный мех находятся те, кто допускает, что однажды попробует себя в другом жанре — лишь бы речь действительно шла об альтернативе. Маурицио Браски, основатель марки Braschi, честно признался, что охотно переключится на faux fur, но есть нюансы: «Если в будущем будут созданы материалы, которые при своей органической природе будут иметь свойства натурального меха, мы с радостью перейдем на такое сырье. Но пока это разговоры о далеком будущем».
Но как же быть сейчас, в настоящем? Вопрос не из простых, и ответ на него определяется набором факторов, которые важны в первую очередь для вас: и у натурального меха, и у искусственного хватает и плюсов, и минусов. Не стоит также сбрасывать со счетов винтаж — вполне компромиссный вариант для тех, кто все-таки мечтает о натуральном мехе. «Покупка винтажной шубы — небольшой вклад в борьбу с экологическим бедствием, — комментирует владелица Vintage Voyage Алина Лысова. — Да, винтажных шуб в приличном состоянии не так уж и много. Но они есть! Ходите по винтажным магазинам, блошиным рынкам — и вы обязательно встретите ту самую». Главное — не надевайте ее на Beautycon.