Кризис Covid-19 еще больше ударил по отрасли, которая уже находилась в состоянии резкого спада. Тем не менее, продавцы пушнины положительно оценивают перспективы сектора.
Последнее десятилетие Ив Саломон процветает. Французский семейный меховой бренд класса люкс, основанный в 1920 году, успешно переосмыслил себя для нового поколения, создав модные куртки-парки с лисьей отделкой и утилитарные шубы на норковой подкладке. В 2016 году объем продаж бренда впервые составил 50 миллионов долларов, что способствовало реализации амбициозного плана международной экспансии. В 2019 году выручка достигла 60 миллионов долларов.
Успех компании был основан на изменении основного подхода. Несмотря на силу бренда Ив Саломон, более широкий рынок меха находился в свободном падении из-за коктейля из перепроизводства, замедления спроса на основном китайском рынке и культурной негативной реакции, вызванной мощным движением против меха в Интернете. За последние несколько лет такие бренды, как Gucci, Prada и Burberry, пообещали отказаться от использования меха.
По данным Международной меховой федерации (IFF), рыночная стоимость оценивалась в 22 миллиарда долларов в 2019 году, что на целых 45 процентов ниже 40 миллиардов долларов в 2015 году.
Затем разразилась пандемия, повлекшая за собой карантин, запреты на поездки и вспышку Covid-19 на норковых фермах. После тотальной выбраковки норки правительством Дании в стране исчезла отрасль звероводства. Активисты за права животных набросились, усилив лоббистские усилия, чтобы объявить отрасль вне закона.
Сегодня мех составляет только 30 процентов бизнеса Ива Саломона. Здесь также продаются изделия из кашемира, овчины и кожи. По словам исполнительного директора Ива Саломона, коллекции трикотажа и цифровая революция помогли оградить компанию от давления пандемии. Но для других представителей меховой индустрии 2020 год был одним из самых сложных периодов, с которыми они когда-либо сталкивались.
«Прошлый год был самым тяжелым годом из всех, что я когда-либо знал, — сказал Марк Оутен, исполнительный директор IFF. «Динамика отрасли сильно изменилась».
Переломный момент
Кризис, безусловно, мог стать переломным моментом для отрасли, уже находящейся в упадке.
Прошлогодний общенациональный забой норки в Дании опустошил самый крупный в мире рынок и уничтожил сотни предприятий, на создание которых ушли десятилетия. В результате Kopenhagen Fur, крупнейший пушной аукционный дом в мире, работающий как кооператив датских звероводов, готовится к закрытию к 2023 году.
Это конец индустрии звероводства в известной нам Дании.
По данным компании, до пандемии аукционный дом продавал 40% мировых норковых шкурок, а также шкуры шиншиллы и лисицы, и ему принадлежало 60% рынка. По словам исполнительного директора Kopenhagen Fur Йеспера Лауге Кристенсена, у компании все еще есть шкуры на сумму около 10 миллиардов датских крон (1,62 миллиарда долларов). Но после того, как они будут проданы, начнется ликвидация бизнеса.
«Для Дании это был ужасный год», — сказал Кристенсен. «Это конец индустрии звероводства в известной нам Дании».
По оценкам Euromonitor International, мировое производство меха и меховых изделий (включая искусственный мех) в прошлом году сократилось на 2,6 процента. В Западной Европе снижение составило 13,3 процента.
Не все потеряно
И все же, несмотря на турбулентность, продавцы меха положительно оценивают перспективы на 2021 год. Более широкий рынок предметов роскоши восстановился намного быстрее, чем ожидалось, при этом спрос в Китае и Южной Корее — ключевых рынках потребления меха — растет. Как говорят продавцы меха, помогла холодная зима. Между тем, цены на мех выросли впервые за многие годы, и меховая промышленность также близка к новой вакцине для защиты норки от коронавируса, сказал Оатен.
Мех должен быть предметом роскоши, а не продуктом массового производства.
Выжившие в этой отрасли и участники рынка предметов роскоши видят в сжатии рынка возможности. На декабрьском аукционе Saga Furs цены на мех выросли примерно на 40%, сказал Чарльз Росс, коммерческий директор аукционного дома.
Между тем, по словам Саломона, дефицит не обязательно плохо сказывается на брендах.
«То, что норка восстанавливает свой роскошный статус, — неплохая новость для нашего бренда и для всех люксовых брендов», — сказал он, осуждая рост дешевого и некачественного меха на таких рынках, как Китай. «Мех должен быть предметом роскоши, а не продуктом массового производства».
Есть ли у меха будущее?
Политическое давление, которое угрожало торговле мехом перед пандемией, все еще сохраняется. Во всяком случае, кризис норки Covid-19 дал новое рвение лоббистам и регулирующим органам, желающим запретить производство и продажу меха.
Влияние внезапного обвала датского рынка также имеет долгосрочные последствия. Страна была крупнейшим производителем норки в мире и имела репутацию производителя непревзойденных по качеству шкурок. Ветераны отрасли надеются, что другие страны, такие как США, Канада, Финляндия, Польша, Китай и Украина, смогут вторгнуться и заполнить производственный пробел, оставшийся в результате упадка датской сельскохозяйственной промышленности, если не будут введены дополнительные правила.
Для некоторых брендов, которые используют норку, более высокие цены и более короткие поставки означают поиск альтернатив. По словам соучредителя Деи Хемлани, лейбл высококачественной одежды для отдыха Izaak Azanei, который использует мех для отделки своих кашемировых свитеров и бегунов из мериносовой шерсти, уже экономно использует норку, поскольку она стоит дорого. (Бренд старается удерживать цены на свои свитера ниже 450 фунтов стерлингов, или около 600 долларов в текущих ценах.)
«Без сомнения, цена на норку вырастет», — сказала она. «Это наверняка затруднит нам использование его в наших следующих коллекциях, если мы хотим соответствовать нашим ценовым требованиям».
Тем не менее, на крупнейшем рынке меха производители меховой одежды делают ставку на то, что их спрос на их продукцию останется стабильным. По данным Euromonitor, продажи меховой одежды и аксессуаров к ней китайскими производителями, как ожидается, вернутся к допандемическому уровню в 8,5 млрд долларов в этом году после снижения на 1,7% в 2020 году. Ожидается, что в США объем продаж производителей достигнет гораздо меньшего показателя в 428 миллионов долларов — это возврат к уровню 2018 года после снижения на 5,4 процента в прошлом году с 442 миллионов долларов в 2019 году.
Хемлани сказала, что Izaak Azanei не получал никаких сообщений об отмене заказов в связи с пандемией со своих основных оптовых счетов, включая Harrods, Saks Fifth Avenue, Bergdorf Goodman и Joyce Hong Kong.
«В то время, когда многие розничные торговцы сокращают количество молодых дизайнеров, этот факт свидетельствует о том, что спрос на изделия из меха все еще существует», — сказала она.